На рубеже XIX-XX веков Европу практически захлестнул модерн. Ар-нуво во Франции, Сецессион в Австрии, Модерн стайл в Англии, Либерти в Италии, Модернизмо в Испании, и, наконец, Югендстиль в Германии и Латвии. Рижский модерн по праву считается одним из лучших образцов этого жанра, и что немаловажно – отлично сохранившимся до наших дней. В столице Латвии находится около 800 зданий в стиле модерн. Самые блестящие образцы архитектуры югендстиля можно встретить на улицах Альберта и Элизабетес. По ним мы и приглашаем вас прогуляться.
 
Для начала давайте определим основные принципы рижского модерна. Это орнаментальный стиль, опирающийся на изогнутые линии, асимметрию в композиции и нерегулярные линии в ритмах. Главные мотивы - природа, перекликание с античным искусством и мифологией. В архитектуре югендстиль выражается функциональностью строений и богато декорированным фасадом. Это достигается всеми возможными строительными средствами: от формы оконных и дверных проемов, эркеров, до рельефов, скульптур, орнаментальных линий и витражей. Фасады домов переполняют декоративные элементы, над линией карниза располагаются обелиски, сфинксы, львы, вазы, цветы и все то, что характеризует полноту и праздник жизни. Итак, теоретически подготовились – в путь!
 
 
 

Улица Элизабетес

На улице, носящей имя императрицы Елизаветы Петровны (правда, в советские времена она называлась не так величественно — улица Кирова) почти каждый дом — шедевр архитектуры. Но я хочу показать только три дома, которые стоят очень близко друг к другу и которые объединяет имя человека, создавшего архитектурный облик улицы Элизабетес. Имя этого архитектора — Михаил Эйзенштейн. И, на мой взгляд, Эйзенштейн для Риги — что Шехтель для Москвы.
 
 
Любое здание Михаила Эйзенштейна — это архитектурный «рог изобилия». На фасадах его домов можно увидеть несметное количество маскаронов, орнаментальных узоров, фризов, капителей и... женщин. Женщины у Эйзенштейна, по-моему, самые красивые во всей Риге.
 
 
Михаил Эйзенштейн родился в 1867 году в Санкт-Петербурге. По образованию он был не архитектором, а инженером. Зодчим его сделала уже Рига, куда он переехал в 1893 году. Женился не по любви, а по согласию на купеческой дочке Юлии Конецкой. В этом браке у них родился сын Сергей, будущий «гений кинематографа». По воспоминаниям Сергея, личная жизнь родителей не ладилась. Так что, Михаилу Эйзенштейну ничего не оставалось, как полностью и со всей страстью отдаваться своей работе.
 
Будучи хорошим художником, он остервенело рисовал женские лица, в которых современники угадывали черты лица его жены. Рядом всегда оказывался маскарон с перекошенными страданием чертами. Пик разногласий в семье пришелся на первые годы после рождения Сергея, это конец XIX века. В это время Михаил Эйзенштейн создает самое большое количество своих работ, в том числе два фантастически красивых дома по улице Элизабетес.
 
Самые поздние его проекты датируются 1911 годом, хотя Эйзенштейн прожил в Риге до Октябрьской революции. Считается, что на спад творчества повлиял развод с женой в 1909-ом — Михаил стал спокойнее и избавился от потребности «выплескивать» на стены домов свои эмоции. После Октябрьской революции Эйзентштейн, отказавшийся принять власть Советов, эмигрировал в Берлин, женился второй раз и прожил там до самой смерти в 1920 году.
 
 

Улица Альберта

Улица Альберта носит имя, основавшего Ригу епископа. Улица небольшая, можно сказать, даже маленькая. Однако для любителей югендстиля она как Бермудский треугольник — «засасывает» часа на 3, а то и вообще уже не выберешься.
 
Эта улица застраивалась достаточно быстро — с 1901 по 1908 годы. Чаще других здесь можно увидеть здания, спроектированные Михаилом Эйзенштейном. Объясняется это легко: несколько земельных участков здесь были выкуплены его другом, заместителем председателя губернского суда Андреем Лебединским.
 
В непосредственной близости от зданий, обращенных фасадами на улицу Альберта, есть еще несколько домов, которые было бы неправильно обойти своим вниманием. Предлагаем начать именно с них.
 

Улица Антонияс, дом 8

Здание построено в 1904 году, архитектор К.Пекшенс.
Фасад здания оформлен очень лаконично, но пройти мимо двух дракончиков просто невозможно. Похоже, что когда-то они защищали парадный вход с мечами в лапах, но сейчас они только судорожно сжимают свои кулачки, отчего их вид становится не устрашающим, а комичным.
 

Улица Альберта, дом 1

Здание построено в 1901 году, архитекторы Г.Шееель и Ф.Шеффель.
Это угловое здание расположено напротив дома с дракончиками. Его изящный орнамент можно долго рассматривать, выискивая символы и знаки в переплетении линии.
 
 

Улица Альберта, дом 2а

Здание построено в 1906 году, архитектор М.Эйзенштейн.
Этот дом интересен своим верхним «ложным» этажом. Фасад украшают фигуры «оперных див» с факелами (к сожалению, одна барышня уже лишилась факела вместе с частью руки) и маскароны. 
 

Улица Альберта, дом 2

Здание построено в 1906 году, архитектор М.Эйзенштейн.
У этого здания и предыдущего общее почти все: год «рождения», автор, заказчик и последующий домовладелец. Продавали их тоже одновременно и одному человеку. В обоих зданиях есть квартиры, из которых легко можно сделать музей имени бывшего жильца.
 

Улица Альберта, дом 4

Здание построено в 1904 году, архитектор М.Эйзенштейн.
Главные акценты этого здания архитектор расположил по своей излюбленной традиции — крыша и вход. Возможно, во время проектирования этого здания, Михаила Эйзенштейна раздирали внутренние противоречия: присмотритесь, крылатые львы, обращенные лицом друг к другу на нижнем уровне, трансформируются в хвостатых хищников, всячески выражающих свою взаимную неприязнь, на крыше. Между ними с ужасом и напряжением на лицах застыли три Горгоны. 
 

Улица Альберта, дом 6

Здание построено в 1904 году, архитектор М.Эйзенштейн.
 

Улица Альберта, дом 7

Здание построено в 1908 году, архитектор Г.Гильбиг.
Как видно, тема львов была очень популярна в оформлении домов на улице Альберта. Возможно, оттого, что их заказчиками были сильные мира сего.
 

Улица Альберта, дом 8

Здание построено в 1903 году, архитектор М.Эйзенштейн.
 

Улица Альберта, дом 11

Здание построено в 1908 году, архитектор Э.Лаубе.
В этом здании в 20-х годах XX века читал свою поэму «Люблю» Владимир Маяковский.
 
Столиц сердцебиение дикое
ловил я,
Страстною площадью лёжа.
Враспашку —
сердце почти что снаружи —
себя открываю и солнцу и луже.
Входите страстями!
Любовями влазьте!
Отныне я сердцем править не властен.
У прочих знаю сердца дом я.
Оно в груди — любому известно!
На мне ж
с ума сошла анатомия.
Сплошное сердце —
гудит повсеместно.
 

Улица Альберта, дом 12

Здание построено в 1903 году, архитекторы К.Пекшенс, Э.Лаубе.
В этом доме проживали многие деятели латышской культуры, в том числе, и сам Константин Пекшенс. Сейчас здесь несколько музейных квартир, а на первом этаже находится Музей модерна. Вход в него находится со стороны улица Стрелниеку.
 
Музей создан в той самой квартире, где жил Константин Пекшенс. Вот только нынешняя обстановка уже «сборная», но все предметы мебели либо принадлежали рижанам, либо были сделаны в Риге. Даже если вы не захотите посещать музей, зайти в парадную (язык не поворачивается назвать это подъездом) я все равно рекомендую, чтобы увидеть это...
 
Прямо напротив входа в музей по улице Стрелниеку есть еще одно очень тематическое место — магазин с репликами в стиле модерн: бижутерия, рамки для фотографий, шкатулочки, украшения для стола, лампы... в общем, все то, что хочется купить немедленно.
 

Улица Альберта, дом 13

Здание построено в 1904 году, архитектор М.Эйзенштейн.
По сравнению с другими зданиями на улице Альберта, это выглядит как свадебный торт рядом со скромными тарталетками.
Автор не «поскупился», одних только маскаронов здесь можно насчитать с десяток видов: даже орнамент при ближайшем рассмотрении окажется чьим-то лицом.
 
 
 
 
Если завернуть за угол этого здания, то на улице Стрелниеку можно увидеть еще один шедевр Эйзенштейна.
 

Улица Стрелниеку, дом 4а

Здание построено в 1905 году, архитектор М.Эйзенштейн.
 
 
Для этой красоты у меня уже не осталось слов. Так что, я просто молча откланяюсь, лелея надежду на то, что когда-нибудь улицу Альберта переименуют в улицу Эйзенштейна. Думаю, что это было бы справедливо. Ведь для основания города требуется куда меньше сил, чем для его украшения.