И хотя чаще всего сюда стоят огромные очереди, Айя-София обязательна для посещения при поездке в Стамбул! Нигде в мире вы больше не увидите место, которое сначала из языческого храма было превращено в величайший в мире православный собор, затем стало мечетью, а позже превратилось в музей и попало в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

История создания собора Айя-София

Собор Софии Премудрости Божьей в том виде, который мы видим сейчас, был построен императором Юстинианом в рекордные для того времени сроки – в течение всего пяти лет. Собор был освящен 27 декабря 537г.. Более 900 лет, вплоть до падения Константинополя в 1453г. он служил центральным кафедральным собором Византийской империи. Затем более полувека - главной мечетью Оттоманской империи, а последние 70 лет он радует туристов всего мира в качестве уникального музея.
 
Известно, что первый храм был заложен на месте рыночной площади Августион примерно в начале IV века. Однако, источники в этом вопросе расходятся и Сократ Схоластик говорит о том, что «Великая Церковь» была построена сыном Константина. Вероятнее же всего, им она была только достроена.
Элементы отделки храма Айя-София
 
Так или иначе, но первый храм сгорел в 404г.. Отстроенная церковь сгорела ещё раз через 11 лет. Последнее её строительство тоже было связано с печальными событиями. 13 января 532г. началось одно из самых грандиозных волнений в империи – восстание «Ника». Удивительно, что оно было вызвано конфликтом двух, как сказали бы сейчас, фан-клубов городского ипподрома: «Голубых» и «Зелёных». За несколько дней волнений выгорел весь центр Константинополя, включая кафедральный собор. Восставшие не только подожгли город, но и выбрали себе нового императора. Ситуация была настолько запущенной, что официальный император Юстиниан даже хотел бежать из города. Однако жена его, императрица Феодора заявила, что лучше смерть, чем позорный побег. Император послушал жену и ввел свои войска в Константинополь. По разным данным от 35000 до 50000 человек было убито. Новоявленный император был схвачен и казнён. 
Согласно преданию, модель Собора Святой Софии императору Юстиниану показал ангел. Wikimedia.
 
Собственно, строительство нового собора и стало первоочерёдной задачей Юстиниана. Для этого он выбрал двух архитекторов: Анфемиуса и Исидора Старшего. Современные же исследователи говорят о том, что оба не были архитекторами в обычном понимании. Они занимались, как сказали бы тогда, «научной механикой». А если «по-русски» - были специалистами широкого профиля, не только в области геометрии и физики, но и, например, астрономии. Анфемиус был больше математиком и физиком, нежели обычным строителем. Интересно, что он применял математические и геометрические методы для тестирования и изучения объектов в условиях природных катастроф. Он, например, экспериментировал с моделями зданий в условиях землетрясений. Исидор тоже не отставал, практикуя математику и геометрию, попутно создавая трактаты и комментарии к работам великих.
Собор Святой Софии был возведен по приказу императора Юстиниана I
 
 

Купол Айя-София

Для современного уровня строительных технологий, возможно, Айя-София и не покажется вам чем-то особенным, но для VI века н.э. купол собора был уникальной, сложнейшей строительной задачей. К слову, в то время больше купола Софии был только купол Пантеона в Риме, построенный в первой половине II века. Он считался вершиной инженерного искусства - диаметр купола в 44 метра не мог повторить ни один архитектор более позднего времени. Купол покоился на почти пятиметровой толщины стенах и составлял с ними единую конструкцию.
Пантеон в Риме. Фото annebellaitalia.
 
Инженеры Айя-София, в этом смысле, поставили перед собой более сложную задачу – их купол в 39 метров не покоился на толстых стенах. Его вес распределялся через систему многочисленных более мелких куполов, арок и контрфорсов. Интересно, что купол Айя-София доминирует над центральным пространством, как бы объединяя и возглавляя его. И аналогия с Пантеоном здесь не случайна. Если Пантеон считался символом Древнего Рима, то Святая София, построенная императором Юстинианом, ни много ни мало, должна была стать центром мира христианского.
Купол собора Айя-София в Стамбуле часто сравнивают с куполом Пантеона в Риме
 
 

Интерьер музея Айя-София

В плане собор представлял собой трёхнефную базилику с двумя пристроенными с западного фасада нартексами. Базилика имела два яруса галерей, причем, на верхний вёл каменный пандус, по которому императрицу перед службой на паланкине вносили на верхнюю галерею.
 
Обратите внимание на мраморный декор стен и колонн. Для храма архитекторы, безусловно, с одобрения императора использовали цельные колонны из зеленого и порфирового мрамора. Ведь храм Софии должен был стать самым грандиозным сооружением империи – буквально «центром мира». Сегодня, в век высоких технологий и небоскребов, колонны из цельного мрамора нам не кажутся чем-то особенным, но если представить VI век н.э. и уровень технологий добычи камня, его логистики и обработки, то становится понятно, что каждая цельная колонна по своим трудозатратам была сравнима со строительством небольшой часовни.
Внутреннее убранство храма
 
Мраморные стены собора требуют отдельной поэмы. Считается, что для отделки использовались 12 сортов мрамора. Черный с белыми жилками – из района Босфора, зелёный - из города Каристос в Греции, цветной из Фригии, порфир из Египта, изумрудно-зелёный из Спарты, жёлтый из Ливии… Со всех концов империи свозилось всё самое дорогое и ценное для строительства главного храма Вселенной, как тогда называли Византию. Ценные блоки мрамора мастера разрезали и раскладывали как книжку, совмещая стыки. От этого рисунок мрамора приобретал замысловатую симметричность. «Замысловатую» потому, что симметричность в природе как феномен отсутствует, но здесь же работа каменщиков была настолько ювелирна, что стыки шва были практически не заметны и всё же создавали невозможное.
 
Слева от входа находится «потеющая», «плачущая» или как её ещё называют «влажная» колонна. Верят, что если в бронзовое отверстие на колонне вставить палец и совершить кистью полный круг, то желание исполнится. А если серьёзно, то ученые считают, что она стоит на месте, где подземные воды подходят близко к поверхности, отчего колонна покрывается водянистой испариной. Ещё в древние времена она начала разрушаться, и была укреплена бронзовой стяжкой.
"Плачущая колонна". Фото David G Mills.
 
Обратите внимание на купол. В его основании ряд окон, которые за счет яркого проникающего света создают эффект «парения» купола в воздухе. В парусах купола – большие диски обтянутые кожей и несущие золотые имена Аллаха, пророка Мухаммеда и четырёх халифов. В центре храма, под куполом, чуть правее на полу разноцветные каменные плиты, сложенные в квадрат – это место императорского престола или омфал.
Гигансткий купол Айя-София
 
Однозначно имеет смысл подняться на галереи и увидеть шедевр византийской мозаичной живописи – «Деисус». Как известно, этот сюжет абстрактно изображает Страшный Суд, где Христос судит человечество за грехи. Справа от него всегда изображается Богоматерь, а слева – Иоанн Предтеча. Они словно молятся и просят у Христа быть милостивым к беспутным людям. Мозаика датируется XIII веком. 
Мозаика "Деисус" собора Айя-София в Стамбуле
 
К «Деисусу» вы пройдете через мраморные «Врата Ада и Рая». Когда и кем они были привезены в Константинополь – неизвестно.
Врата Рая часто называют и Вратам Ада
 
Там же на южной галерее вы увидите мозаики императора Константина IX и его жены Зои, предстоящих перед Христом. Интересно, что лик Константина был добавлен позднее. Прежде здесь был изображён первый муж императрицы.
Мозаики Айя-Софии
 
Император Иоанн Комнин II с женой Ириной и сыном Алексеем, предстоящие перед Богородицей
 
А ещё в соборе можно найти руны, выскобленные, видимо, викингами, состоявшими на службе у византийского императора.
Руны на перилах собора Айя-София
 
Ну, а все остальные подробности ищите в нашем аудиогиде по Стамбулу и экскурсии по Айя-София ;) 
 
 

Расположение музея Айя-София на карте Стамбула